Новости

 Уважаемые родители учащихся 7-11 классов!

Информируем вас об организации и проведении социально - психологического тестирования обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях и МАОУ «Гимназия им. А.С.Пушкина» в 2020-2021учебном году.

Социально-психологическое тестирование в образовательном пространстве города проводится с 2014 года и является одной из форм профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, организации психолого - педагогической работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся образовательных организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ п15.1 ч.3 ст.28 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 24 июня 1999г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями), Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования», действующим законодательством Республики Коми и приказами управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар», муниципальных общеобразовательных организаций уже шестой год подряд в муниципальных общеобразовательных организациях проводится социально-психологическое тестирование (далее - тестирование). Исследование связано с выявлением вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение. Итоги тестирования используются для разработки дополнительной адресной психолого-педагогической помощи обучающимся, оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде.

Единая методика социально-психологического тестирования (далее – ЕМ, методика) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.

Также с учетом поручения Государственного антинароктического комитета с 2019- 2020 учебного года использование ЕМ СПТ является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.

ЕМС СПТ 2019 разрабатывалась специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».

ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов).

ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста от 13 лет и старше.

Программное обеспечение проведения, обработки, анализа, организации персональной обратной связи разработано специалистами ГУ РК РПМСЦ.

Методика является опросником и состоит из набора утверждений. При разработке стимульного материала были использованы компилированные и модифицированные вопросы диагностического инструментария Г. Айзенка, Ч. Спилбергера, В.В.Бойко, и др.

Методика предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

Методика представлена в двух формах:

  • Форма «А-110» содержит 110 утверждений, для тестирования обучающихся 7 – 9 классов.
  • Форма «В-140» содержит 140 утверждений для тестирования обучающихся 10 – 11 классов.

Перечень исследуемых показателей

Факторы риска - социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение. Качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума:

  • Потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).
  • Подверженность влиянию группы - повышенная восприимчивость воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки.
  • Принятие асоциальных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.
  • Наркопотребление в социальном окружении – распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.
  • Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения
  • Склонность к риску (опасности) - предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери.
  • Импульсивность - устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
  • Тревожность - предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству.
  • Фрустрация (от лат. «frustration» – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.

 

Факторы защиты (протективные факторы) – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

  • Принятие родителями – оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка.
  • Принятие одноклассниками – оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.
  • Социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия.
  • Самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами.
  • Самоэффективность (self-efficacy) – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат. Термин введен А. Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социально-когнитивной теории.

Принципы построения методики

 Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Добровольность. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающихся.

Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

Принцип развития. По итогам использования методики в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.

Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.

 Порядок проведения тестирования

Тестирование проходит непосредственно в той образовательной организации, в которой учится ваш ребенок, под руководством штатных квалифицированных специалистов.

Тестирование осуществляется в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации, проводящей тестирование.

Тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме (далее - согласие) одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

Тестирование проводится анкетно - опросным методом.

Длительность процедуры тестирования составляет до 45 минут.

Личные данные обучающегося кодируются.

При проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

Обучающимся ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в компьютер категорически запрещается.

Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет.

Результаты (конфиденциально) родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом или психологом МУ ДО «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.

23.09.2020